Close
Оставьте заявку и получите специальную скидку
Отправляя форму вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Магазин без персонала

Уже слышали об автоматизированной розничной сети оффлайн магазинов Amazon Go? Amazon Go — это сеть магазинов в Соединенных Штатах, управляемая интернет-магазином Amazon. Магазины частично автоматизированы, посетители могут совершать покупки, не пробивая их на кассе.

В магазинах отсутствуют продавцы и кассиры, физически присутствуют только сотрудники, которые пополняют запасы магазина и помогают покупателям в случае ошибки или при возникновении вопросов.

Концепция магазина рассматривается как революционная модель, основанная на распространенности смартфонов и возможности предложений конкретных товаров с использованием геолокации для оптимизации работы с клиентами.

Как это работает?

Приложение Amazon Go для iOS и Android связывается с учётной записью Amazon посетителей и является основной возможностью оплаты товаров в магазине. Это приложение необходимо для входа в магазин, на котором установлены турникеты со сканером QR-кода.
Приложение позволяет пользователям объединять нескольких пользователей в свою учётную запись Amazon, поэтому семейные покупки могут быть списаны с одного счета. На потолке магазина установлены видеокамеры и датчики движения, а на самих полках магазинов есть датчики определения веса, позволяющие точно определить, какие именно товары выбрал покупатель. Выбранный товар добавляется в виртуальную корзину покупателя, если покупатель помещает товар обратно на полку, товар удаляется из виртуальной корзины.
Создание сети магазинов Amazon Go началось в 2016 году, тогда тестирование первого магазина без персонала проводили сотрудники компании. На сегодняшний день компания имеет 26 открытых магазинов в Сиэтле, Чикаго, Сан-Франциско и Нью-Йорке.

Однако вы будете удивлены, узнав, что одним из концептуальных предков современных «беспилотных» магазинов был московский автоматизированный магазин «Прогресс», который появился аж в 1962-м году.

«Прогресс»

Магазин «Прогресс» является первым автоматизированным магазином в СССР, не требующим участия человека в процессе отпуска товаров. «Прогресс» был открыт в Москве по адресу ул. Чехова д.3 в 1962-м году, где при помощи электромеханических агрегатов автоматизировал продажу молочных продуктов. Технически «Прогресс» был скорее системой вендинговых автоматов в форм-факторе магазина.
Автоматика представляла собой электромеханические устройства и позволяла посетителям приобретать продукты, используя монеты достоинством от 1 до 50 копеек. В ассортименте магазина было 60 видов фасованных и бутилированных продуктов.

Считается, что появление «Прогресса» связано с визитом Никиты Хрущёва в США в 1959 году, в ходе которого советскому лидеру демонстрировали разнообразные торговые автоматы, которые использовались в американском ритейле.

Торговый зал «Прогресса» был оборудован семью шестисекционными автоматами с фасованными продуктами и шестью трёхсекционными с бутилированными продуктами. Каждая секция отвечала за продажу одного вида продукции.
Красивая выкладка в магазине, как сэкономить на креативных агенствах по мерчандайзингу, мерчандайзинг из товаров
Аппараты оснащались холодильными установками, которые поддерживали необходимую температуру. В витрине, размещавшейся на фасаде автомата, демонстрировался товар, которым он торговал. Над витриной размещались газоразрядное табло, высвечивающее стоимость товара. Под табло находилась кнопка, позволявшая забрать товар из специальной ниши. Оплата производилась при помощи универсального монетоприёмика, обслуживающего все шесть секций аппарата. На отдельном табло высвечивалось количество денег, опущенных в приёмник. Нажав кнопку возврата, можно было получить монеты обратно.
На текущий момент в открытых источниках нет точных сведений о том, когда магазин прекратил своё существование. После 1966 года в советских СМИ он уже не упоминался. В качестве основной причины, по которой «Прогресс» закрылся, называлась высокая стоимость эксплуатации. В силу уникальности агрегатов запчасти для них не выпускались серийно, что приводило в высоким амортизационным расходам, так как каждую деталь приходилось заказывать отдельно. Однако он оставил свой след в истории розничной торговли без персонала.

Развитие «беспилотников»

После «Прогресса» лишь в 2012 году вновь поднимается тема магазинов без персонала, в публикации доклада Cisco Internet Business Solutions Group о возможностях такой концепции в торговле. В статье отмечалось, что именно повсеместное распространение смартфонов и портативной умной техники открывает принципиально новые возможности для развития оффлайн торговли без персонала.

Первым же современным магазином без персонала, как применимая на практике система, стал, отнюдь, не Amazon Go, а магазин, разработанный в 2014 году компанией ShelfX. Покупатели расплачивались картами через собственные смартфоны, которые использовали камеру для определения стоимости выбранных товаров.

В феврале 2016 года в Шведском населенном пункте Викен был открыт Naraffar — первый беспилотный магазин в Европе.
После ряда открытий «беспилотных» магазинов в период с 2014 по 2018, их распространение продолжилось по всему миру и количество продолжает расти.

Безусловно, открытие любого магазина, в том числе и магазина без персонала, предполагает строгий процесс планирования, от создания планировок до выпуска планограмм с расстановкой продуктов питания.