От ручной выкладки до автоматического марчендайзинга
Мерчандайзинг — один из инструментов маркетинга на завершающем этапе процесса продажи. Кроме того, грамотный мерчендайзинг способен инициировать импульсивные покупки. Таким образом, верная выкладка экономит рекламный бюджет, который в ином случае тратился бы на постепенное «утепление» потенциального клиента.
Помимо этого, правильная выкладка сокращает цикл сделки — время от первого информационного касания покупателя с товаром до денег в кассе.
В целом, мерчендайзинг, осуществляемый компетентным специалистом, достигает следующих целей:
предоставляет потенциальному покупателю полную информацию о товаре и его цене;
привлекает внимание к месту выкладки;
стимулирует посетителя торговой точки на импульсивную покупку;
сокращает трудозатраты, предоставляя возможность посетителю сделать выбор без участия продавца;
создаёт общий психологический настрой у посетителей магазина;
повышает средний чек с помощью допродажи сопутствующих товаров и импульсивных покупок, которые покупатель предварительно не планировал;
формирует лояльность покупателей к торговой точке и производителю товаров;
предотвращает наступление товара-конкурента.
Требования к мерчандайзерам, занимающихся ручной выкладкой товаров
Ещё 20 лет назад выкладкой товаров в России занимались сами продавцы. Однако с ростом конкуренции мерчандайзинг стал самостоятельной наукой, которой занимаются профессиональные мерчандайзеры.
К специалисту по мерчандайзингу предъявляют целый ряд требований: он должен разбираться в поведенческой психологии покупателей, управлении спросом, потребительских свойствах товара; иметь предпринимательские и административные качества, аналитические способности; уметь предвидеть рыночные тенденции, принимать решения в ситуациях с высокой степенью неопределённости.
При таком подходе человеческий фактор в успехе всего предприятия является первоочередным.
Новым направлением — мерчендайзингом будущего — является автоматизация всего процесса с помощью специального программного обеспечения.
Автоматизация ручной выкладки
С помощью конструктора SpacePlanner можно спроектировать общий план магазина, расставить виртуальные стеллажи, создать несколько версий планировок и затем выбрать лучшую.
В отдельном модуле создаются планограммы. Здесь тоже есть возможность создать несколько версий одной планограммы и потом выбрать наиболее удачную. Таким же образом виртуально создаются корзины товаров, которыми затем наполняются виртуальные стеллажи. Сами стеллажи виртуально монтируются на плане помещения, что позволяет наиболее рационально использовать всё торговое пространство.
Помимо этого, есть возможность автоматически формировать планограммы, с учетом всех маркетинговых соглашений.
Возможность виртуально сформировывать несколько версий продуктовых корзин, планограмм и расстановок стеллажей позволяет проводить сплит-тесты и находить наиболее эффективные варианты.
Автоматический мерчендайзинг с помощью SpacePlanner
Важная особенность заключается в том, что для работы с конструктором от сотрудника не требуется тех экстраординарных способностей, которые предъявляют к классическим мерчандайзерам: ему не надо иметь талант предпринимателя, предвидеть тренды рынка или разбираться в психологии. При этом конечный результат — прибыль — оказывается выше по сравнению с результатом работы классического мерчандайзера.
Необходимость большого количества профессиональных навыков у классического мерчандайзера приводит либо к необходимости платить ему большую зарплату, либо к снижению требований к мерчандайзеру, а, соответственно, и к качеству его работы. А для работы в конструкторе достаточно иметь законченное среднее образование. Такому оператору можно платить весьма скромную зарплату.
Таким образом, мерчандайзинг с помощью SpacePlanner достигает сразу две цели: увеличение прибыли и снижение расходов на обслуживающий персонал.