Управление доступностью товара

Расчёт показателей
Показатель доступности товара имеет большое значение для розничной торговли. С его помощью удастся выяснить, насколько эффективно ведутся продажи определенной продукции, выявить причины снижения объема покупок. Управление показателем предоставляет возможность грамотно контролировать остатки, своевременно пополнять их наличие.
1. C помощью остатков

Чтобы произвести расчеты, необходимо знать дни, когда продукт присутствовал на полках или складе, разделить на общее количество дней между поставками. Например, в магазине продается молоко конкретной марки. Все его упаковки из партии (20 пакетов) проданы за 3 дня. Новая поставка ожидается через 6 дней, и на протяжении 3-х из них стеллажи остаются пустыми. Это значит, что при 100% доступности число продаж потенциально может вырасти до 40 единиц. По итогу – указанной торговой точке целесообразно увеличить заказ продукта в 2 раза.

Стоит учитывать, что у показателя есть особенности, так как выше представлена идеальная модель работы маркета. В реальности ситуация может оказаться следующей:
Существует 3 подхода к расчету показателя:
часть продукции может быть бракованной или у нее выйдет срок пригодности, из-за чего выставить в зал ее не удастся
единицы могут не присутствовать на полках, но быть на складе
позиции могут нерегулярно выставляться, что будет искажать реальную картину.
Если факторы замечены, можно говорить о неэффективной работе магазина, неточности полученных данных. Как результат, продажи в точке окажутся ниже рассчитанных.
2. Доступность по продажам

Здесь в расчет идут факты приобретения продукции. Если на протяжении недели (между пополнениями) продукт покупался 6 дней, это означает, что коэффициент составит: 6/7=85%. Соответственно, объем закупок рекомендуется увеличить на 15%.

Показатель уместно применять для продуктов, которые пользуются ежедневным спросом – молочные, хлебобулочные изделия, кондитерка. Если с его помощью высчитать, к примеру, доступность элитного алкоголя, то конечная цифра окажется неточной, так как его покупки могут не совершаться из-за высокой стоимости.
3. Расчет с учетом минимального товарного запаса

Методика полезна для супермаркетов, занимающихся реализацией значительного числа продукции. Чтобы разобраться в расчетах, нужно понять, что такое минимальный запас. Это то число позиций, которое посетители должны купить ежедневно, чтобы продавец вышел «в плюс».

Рассчитывается коэффициент по аналогии с первым, однако в учет не берутся все те дни, когда товар, хоть и был на остатке, но не превысил допустимого минимума. Метод можно считать наиболее результативным. Он помогает не только своевременно заполнять полки продукцией, но и определять ее оптимальный объем.
Если речь идет о небольшом розничном магазинчике, высчитать нужное количество единиц при закупке зачастую несложно. Продавцу достаточно посмотреть на витрины и оценить, какими позициями их следует дополнить. Однако, когда приходится организовывать закупки в маркете даже средних размеров, такое задание усложняется. Владелец точки не может ориентироваться на текущую ситуацию – он обязан видеть целостную картину за неделю, а еще лучше – за месяц, ведь не все покупки могут быть регулярными и систематическими.

Если в торговой точке проводится грамотное управление, менеджмент всегда знает, каких единиц на полках оказывается недостаточно, а какие – в избытке. Также при правильной организации этого процесса можно определить, насколько эффективно работает персонал – вовремя ли он выставляет продукты, следит ли за их сроком годности и т.д. В итоге, владельцам таких магазинов удается не только улучшить внутренний менеджмент, но и повысить прибыль.
Зачем нужно управление доступностью товара?