Планировка торгового зала

Лояльность покупателей, пропускная способность магазина и, как следствие, объем его товарооборота во многом зависит от планировки и оформления торгового пространства.

Поэтому, планировка должна быть такой, чтобы:

Покупатели проходили по всей площади магазина
Потенциал торгового оборудования должен быть использован полностью
Движение людей между торговым оборудованием было комфортным, а логика его размещения – понятной покупателям
Зонирование торгового пространства соответствовало бы спонтанному поведению покупателей и обеспечивало максимальную экономическую отдачу каждой зоны
Атмосфера торгового зала должна быть приятной и располагающей к совершению покупок, в том числе импульсных
Внутренняя логистика должна быть удобной для персонала магазина
Внимание посетителей не должно отвлекаться на изыски дизайна торгового зала
Вход в магазин
Свободное движение людей – это чаще всего движение против часовой стрелки. Люди ходят справа налево, в большинстве своём являясь правшами. Соответственно, вход в магазин лучше расположить с правой стороны. В небольшом магазине вход может быть и посередине, а движение внутри торгового зала организуется против часовой стрелки за счет определённого размещения стеллажей.
Если магазин расположен в здании на пересечении улиц, то логично организовать вход со стороны улицы с более интенсивным потоком людей и машин.
Типы планировок торгового зала

Наиболее распространенной формой торгового зала является прямоугольник. Рассмотрим типы планировок:
Решётка
При такой планировке торговое оборудование и проходы для покупателей выстраиваются в виде параллельных линий.
Стеллажи в «решётке» можно располагать не только перпендикулярно друг другу, но и под углом, то есть по диагонали торгового зала.
Чаще всего эта планировка используется в магазинах самообслуживания. Оптимально для торговых залов площадью от 200 кв.м. Обязательно наличие подвесных указателей, показывающих основные зоны торгового зала. По отношению к размещению линий оборудования в торговом зале схема может быть продольной, поперечной и смешанной.
Преимущество этой планировки в максимальном использование площади торгового зала.
Но есть и недостатки - при неправильном расположении стеллажей и отсутствии указателей сложно найти нужный товар, торговый зал не просматривается.
Пример планировки Решётка, созданной при помощи системы Lasmart SpacePlanner:

Петля или бутиковая планировка

В случае этой планировки поток покупателей также направляется против часовой стрелки по периметру зала, а в центре расположено островное торговое оборудование. Используется, в крупных, например, универсальных магазинах, где часто торговля ведется через прилавок. В таком случае торговый зал разбит на отделы, секции, павильоны, которые могут быть изолированы друг от друга.

Может применяться и для отдельных небольших магазинов 50-150 кв. м.

Преимущество планировки: торговый зал полностью просматривается.

Недостаток: меньше места для выкладки товаров, чем при расположении стеллажей в виде «решётки».

Пример Бутиковой планировки, созданной при помощи системы Lasmart SpacePlanner:
Лабиринт
Оборудование магазина располагается асимметрично, создавая уникальную атмосферу. Но такая планировка требует четкой проработки схемы помещения, иначе есть риск оставить целые торговые зоны без покупателей. Подходит для магазинов молодёжных товаров, необычных дизайнерских или технологичных товаров, салонов подарков и т.п. Нежелательно для магазинов выше 300 кв.м.
Пример планировки Лабиринт, созданной при помощи системы Lasmart SpacePlanner:
Выставочная планировка
Продажа товаров по образцам, выставленным в торговом зале.
Например, мебельный супермаркет, оформленный, как большая выставка. Огромные пространства отведены под готовые интерьеры: гостиные, спальни, детские комнаты, кухни, прихожие. Если покупателю что-то понравилось, он записывает данные товара и идёт за ним на склад. На складе мебель уже упакована в плоские картонные коробки, где она лежит в разобранном виде.
На практике крупные магазины часто используют сочетание двух или трех видов планировки для разных зон магазина. В следующей статье мы подробно рассматриваем вопросы зонирования торгового зала.