Особенности выкладки товара в аптеках

7 вариантов оформления витрины в аптеке

Фармация, как бизнес, имеет ряд ограничений по сравнению с другими нишами. В России существует целый ряд требований к рекламе лекарственных препаратов. За рубежом дело обстоит ещё хуже: лекарства разрешено продавать исключительно по рецепту врача.

В таких условиях выкладка витрин становится одним из ведущих драйверов продаж. Однако и здесь кроется существенное отличие аптечного бизнеса от других бизнес-ниш: даже маленький аптечный киоск может иметь в продаже несколько тысяч наименований продукции.
мерчендайзинг в аптеке, аптечная сеть, выкладка товаров в аптеке, мерчендайзинг в фармацевтике
Таким образом, с одной стороны грамотная выкладка витрины является неотъемлемой составляющей рентабельности торговой точки; а с другой стороны огромный список торговых наименований крайне осложняет заполнение витрины на рациональной основе. О проведении сплит-тестов нескольких версий выкладки одной витрины никто даже не мечтает. Дело осложняется ещё и тем, что агентства мерчандайзинга, которым часто передают на аутсорсинг оформление витрин
и торговых стеллажей, в нише фармации оказываются полностью бессильны. Для грамотного оформления витрины
в аптеке мерчандайзер должен иметь медицинское или фармацевтическое образование, что маловероятно. По этой причине оформление витрин в аптеках происходит силами фармацевтов и провизоров, которые не учились мерчандайзингу и ничего не понимают в маркетинге.

Оформление витрин и выкладка продукции в аптеке основывается на принципах:

  • 1
    по цене;
  • 2
    по производителю;
  • 3
    по сфере применения;
  • 4
    по составу ингредиентов — натуральные или химические;
  • 5
    по медицинской системе — от народной медицины до биохакинга;
  • 6
    по типу — лекарства, биодобавки, медицинская техника, расходные материалы;
  • 7
    различные комбинации вышеперечисленного.
Какой из методов выкладки витрин принесёт максимальную прибыль? Заранее сказать невозможно. Надо проводить сплит-тесты. Однако при наличии нескольких тысяч наименований продукции неподготовленные для маркетинговых исследований провизоры и фармацевты оказываются не в состоянии реализовать на практике сплит-тестирование даже двух версий товарной выкладки.
На помощь приходит конструктор SpacePlanner.
Конечно, конструктор не будет вместо фармацевтов выкладывать лекарства на витрины. Но с его помощью можно оптимизировать процесс выкладки и, таким образом, значительно
снизить трудозатраты.
Трейд-маркетолог или мерчендайзер с помощью конструктора составляет виртуальные корзины товаров. Этими корзинами заполняются виртуальные витрины. Можно виртуально поменять расположение и самих витрин. Таким образом, провизорам или фармацевтам на местах не надо самим думать, как лучше выложить товары. У них есть
чёткая инструкция, что значительно сокращает время выкладки. К процессу создания виртуальных корзин и витрин имеет смысл подключить врача или провизора. Их профессиональные знания вкупе с профессиональными знаниями мерчендайзера или трейд-маркетолога могут дать потрясающий эффект! Конструктор SpacePlanner позволяет создать такой профессиональный тандем, при этом каждый специалист может работать удалённо.

SpacePlanner создает несколько версий виртуальной выкладки

Таким образом, создаётся несколько версий виртуальной выкладки для каждой витрины, а сотрудники на местах получают подробные инструкции по их реализации в своей торговой точке. Раз в контрольный период порядок выкладки в аптеке обновляется на следующую версию. По окончании теста сравнивают средний чек и общее количество чеков каждого периода и определяют наиболее удачную выкладку. Конструктор SpacePlanner позволяет создавать архивы: все сформированные выкладки сохраняются и могут быть восстановлены даже спустя продолжительное время.

Для маркетинговых экспериментов лучше всего выбрать одну аптеку, которая является убыточной. В аптечных сетях такие аптеки — кандидаты на закрытие. По этой причине на них не жалко ставить эксперименты — хуже не будет. В процессе сплит-тестирования убыточная аптека в какой-то момент может превратиться в рентабельную. Затем наиболее
удачные версии торговых корзин, витрин и планировок помещений аптек можно масштабировать и на другие аптеки сети. Аптеки, которые и раньше давали прибыль, смогут увеличить её кратно.
SpacePlanner, таким образом, «убивает сразу двух зайцев»:
находит наиболее выгодные
варианты расстановки медицинских товаров и спасает от закрытия убыточные аптеки аптечных сетей.
В случае расширения аптечной сети и открытия новых точек, у заведующих с первого дня работы на руках будут подробные инструкции по наиболее прибыльным вариантам оформления торгового пространства аптеки. Причём, эти варианты являются не теоретическими построениями, а уже показали положительный результат в других аптеках.
Отсюда можно сделать вывод, что конструктор SpacePlanner эффективно решает следующие задачи аптечных сетей:
  • снижает трудозатраты при выкладке медицинской продукции;
  • позволяет проводить сплит-тесты и находить наиболее прибыльные варианты товарной выкладки;
  • позволяет масштабировать удачные результаты, полученные в одной торговой точке, на торговые точки всей аптечной сети;
  • спасает от закрытия убыточные аптеки, превращая их в рентабельные;
  • минимизирует риск получения убытков при открытии новых аптек.