Оптимизация полочного пространства

Как эффективно использовать полочное пространство?

Ритейлеру необходимо удовлетворять потребительский спрос, чтобы быть успешным. Однако бесконечно расширять ассортимент и торговую площадь не получится. Как оптимизация полочного пространства помогает высвободить средства, вложенные в запасы, сократить операционные расходы на их хранение и повысить продажи? Обо всем в нашей статье.
Оптимизация полочного пространства – это использование доступных полок в рамках одной категории с максимальной эффективностью. Причем расчет эффективности будет зависеть от ее роли и целей.
Правильно подобранный ассортимент – главное оружие категорийного менеджмента для добычи прибыли в любой розничной сети. Но даже самый лучший ассортимент товаров не принесет максимальной прибыли, если он неумело и неграмотно представлен на полке магазина.
Оптимизация полочного пространства в рамках категории
Правильная выкладка товара должна учитывать следующие моменты:
эффективное размещение продукции – выделенное справедливое место для товара на полке согласно его продаж/прибыли/оборачиваемости, в зависимости от роли категории.
принципы выкладки – объединенные в группы товары (блоки) и их схема размещения на оборудовании
Чтобы оптимизировать полочное пространство, следует предпринять следующие шаги:
Первый шаг – определение блоков, опираясь на дерево покупательских решений, для каждой категории и формирование последовательности их размещения на оборудовании.
Блоки могут формироваться:

1. По типам/свойствам товаров. Например, для пива актуально отделять импортное пиво от регионального и локального, а выкладку внутри этих блоков делить по типу упаковки. Или молочный, черный и белый шоколад также следует собирать в отдельные блоки.
2. По бренду/поставщику. Для чая можно использовать группировку продукции по производителю или бренду, собирая вместе все типы чайного листа одного бренда в одном месте на полке. При этом соблюдая одинаковую последовательность расположения пакетированного, крупнолистового и других разновидностей чая внутри блока.

Ограничениями в формировании блоков могут также служить договоренности с поставщиками и другие коммерческие условия.

Второй шаг – анализ эффективности выкладки продукции на разных уровнях товарного классификатора. Подобный анализ можно производить как для категории в целом, так и для более мелких уровней – блоков, групп и подгрупп товара. В первую очередь стоит обращать внимание на прибыль, количество продаваемых штук и оборачиваемость товарного запаса на полке. Сопоставляя долю продаж/прибыли или оборота с долей, выделенной для товара на полке, можно создать оптимальную выкладку, которая будет приносить максимальную прибыль.

Анализ эффективности выкладки нужно проводить при каждом изменении ассортимента. При этом очень важна совместная работа коммерческого департамента и отдела мерчандайзинга. Категорийный менеджер определяет цели для каждой группы товаров и при необходимости принимает участие в формировании блоков, и только после этого мерчандайзер сможет приступить к созданию планограмм.